ГУК "Щучинская районная библиотека имени Тётки"

церкви


Церковь Святого Михаила Архангела в Щучине

Согласно источникам, в Щучине в XIX веке было две церкви. Одна из них была освящена 5 сентября 1876 года. Это была перестроенная из каплицы за счёт прихожан небольшая деревянная церковь на щучинском православном кладбище. Она была деревянная и потому не пережила военного лихолетия начала XX века.

Что касается другой церкви, то согласно «Литовской Епархиальной Ведомости» церковь в Щучине существовала с «незапамятных часоў» (XV — н. XVI в.). Это была деревянная церковь Спасителя Николая Мирликийского Чудотворца. Пока не известны ни имена её основателей, ни подробности её деятельности.

После Берестейской церковной унии 1596 г. Щучинская церковь отошла к униатам, в качестве униатского храма она была уничтожена во время войны России и Речи Посполитой 1564 – 1667 гг. Вероятно, что это сделали казаки, которые в 1655 – 1656 гг. безжалостно грабили Щучинскую землю.

После присоединения Беларуси к России снова возник вопрос о восстановлении щучинской церкви.

Церковь Михаила-Архангела была построена в 1864 – 1865 гг. в центре города на месте разобранной каплицы. Это было время, когда царские власти особое значение уделяли православной церкви. После подавления восстания 1863 – 1864 гг. царское правительство с подозрением относилось к католической церкви, зато огромные средства выделялись на обновление и строительство православных храмов. Новый храм строился за государственный счёт. Работами по строительству руководил церковно-строительный комитет в составе представителей царской администрации: военного начальника Лидского повета капитана лейб-гвардии Преображенского полка У.Ф. Панютина, майора корпуса жандармов В.М. де-Лазары, мировых посредников 1-го и 2-го участков Лидского повета П.А. Ушакова и П.А. Бологовского, З.В. Бологовской и рукодельницы А.А. Усовой.

Церковь была освящена 22 октября 1865 года и стоила 4651 руб. 64 коп. казённых денег и была рассчитана на 200 человек. В Щучинский православный приход входили м. Щучин, м. Рожанка и 23 деревни. В 1887 году приход насчитывал около 500 душ, а в 1911 году – 1261.

В начале XX века Щучинская церковь становится центром Щучинского благочиния – церковно-административной единицы, в которую вошли 10 православных приходов: дикушский, орловский, покровский, раковичский, турейский, остринский, глубокский, дембровский и др.

Первым Щучинским благочинным стал батюшка Николай Иванович Теодорович (1823 – 1876). Интересно отметить, что на нужды Щучинской церкви были собраны пожертвования со всей России, в том числе в Тамбовской губернии было собрано около 200 рублей. Отдельные пожертвования внесли гвардии капитан Панютин и князь Мещерский.

В 1872 году на средства старосты щучинской церкви, мирового посредника 2-го участка П.А. Бологовского вокруг церкви была возведена ограда, стоимостью 274 руб. 65 коп. После смерти М.Теодоровича щучинским доброчинным отцом являлся Н.Пигулевский, а потом отец Г.Таронович. Благодаря их усилиям в Щучине появились две церковно-приходские школы – отдельно для мальчиков и для девочек. Причём для каждой школы было построено отдельное здание. Щучинская церковь славилась своими хорами. Нужно отметить, что Щучинский приход был самым маленьким в Щучинском благочинии, в то время как Остринский приход насчитывал 6952 верующих, Покровский (теперь деревня Первомайская) – 3716, Орлевский – 3630 верующих. Даже Щучинские благочинные отцы сначала жили в Острино и Дикушках (теперь Лидский район), а не в «титульном» Щучине. Это объясняется тем, что приходская структура сложилась ещё в середине XIX века, и люди не сразу покидали традиционные приходы ради нового храма. Несмотря на консерватизм местного населения, новая православная церковь сыграла положительную роль в судьбе Щучина. Статус центра благочиния, подчинённая церкви двухклассная учительская школа и церковно-приходская школа возвысили местечко над другими населёнными пунктами. Но самое главное, что Щучин стал единственным населённым пунктом современного района, который мог удовлетворить религиозные потребности верующих двух конфессий: католической и православной.

А теперь вернёмся к характеристике церкви Михаила-Архангела. Церковь является памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля. Подобные постройки встречаются во многих поселениях Беларуси, нередко они заменяли обветшавшие храмы. Церковь располагается напротив костела Святой Терезы и образует силуэтную группу исторического центра.

Что же представляет собой псевдо-русский стиль?

Начало распространения этого стиля относится к 30-м гг. ХIХ в. Дальнейшее развитие этот стиль получил во второй половине ХIХв. Часто в неорусском стиле эклектично, художественно воплощались элементы византийской, киевской, владимирской архитектуры. Архитекторы разработали типовые варианты православных церквей, скопированные с византийских храмов и русских божниц XIV — XVII вв., чтобы показать преемственность русского зодчества от византийской архитектуры. Инициатором строительства подобных храмов был граф Муравьёв, поэтому в народе они назывались «муравьёвками». Такие церкви, построенные в псевдо-русском стиле встречаются во многих городах и местечках Беларуси, в том числе и в Турейске, Раковичах, Орле и Щучине.

Щучинская церковь носит название Архангела Михаила. Возникает вопрос почему? Из книги «Житие святых» известно, что Архангел Михаил стоял во главе ангельского воинства и восстал против ангела Денницы (Зари). По приданию Денница был самым прекрасным ангелом, но он возомнил себя выше Бога, начал сравнивать себя с Богом. Ему удалось привлечь на свою сторону многих ангелов и выступить против Бога. Тогда Архангел Михаил выступил против Денницы в защиту Бога и сверг Денницу, который превратился в сатану. Поэтому образ Святого Архангела Михаила всегда изображен со щитом, мечем или копьем. Таким образом, в честь победы добра над злом Щучинска церковь носит имя Святого Архангела Михаила.

 

Рядом с церковью находится Дом Священника. Это памятник архитектуры классицизма первой трети ХIХ в., относится к редкому типу зданий, которых сейчас насчитываются только единицы в республике. Теперь здесь находится воскресная школа.

 

 

Свята-Раства-Багародзіцкая царква ў в. Мураванка

Размешчана ў цэнтры вёскі на ўзвышшы, што забяспечвала агляд так званай Маламажэйкаўскай царквы-крэпасці здаля. Пабудавана ў 1524 г. з цэглы. Значна пашкоджана ў 1656 г. у час вайны Расіі з Рэччу Паспалітай, але праз некалькі гадоў адноўлена. У 1706 г. храм трапіў пад гарматны абстрэл шведскага войска Карла XII і ў пашкоджаным стане стаяў спустошаны да пачатку 19 ст., потым быў адноўлены. Адлюстраваны мастаком В. Гразновым у 1860-я гг. Выгляд храма значна зменены ў час капітальнага рамонту 1871-72 гг. У 1920-я гады царква была перароблена пад касцёл. Набажэнства ў храме адноўлены ў 1988 г. (прастольнае свята 21 верасня). Царква – помнік абарончага дойлідства гатычна-рэнесанснага стылю.

Першыя звесткі пра існаванне царквы ў в Мураванка адносяцца да 1407 г. Сучасная царква была пабудавана ў 1920-30-я гады на сродкі віленскага падканюшага Шымко Мацкевіча Шкленскага. У 1524-54 гг. заснавальнік Мураванкаўскай царквы зрабіў на яе карысць вялікія ахвяраванні грашыма і каштоўнымі вырабамі, а таксама адпісаў на царкву дзесяціну з Малога Мажэйкава, 13 урочышчаў, ці зямельных угоддзяў, і некалькі сямей прыгонных сялян.

Паводле падання, Шымко Мацкевіч загадаў сагнаць сялян на межы царкоўных уладанняў і жорстка адлупцаваць усіх – ад малога да старога, каб мужыкі “спінамі запомнілі” царкоўную зямлю і ніколі не спакушаліся на яе. Нашчадкі і сваякі Ш. Мацкевіча – Сапегі, Завішы, Юндзіловічы і іншыя – таксама не скупіліся на шчодрыя ахвяраванні. Дзякуючы ім у 1612 г. Мураванкаўская царква лічылася адной з найбольш багатых на Беларусі.

 

 

 

Спаса-Праабражэнская царква ў г.п. Астрына

Пабудавана ў 1855 г. з бутавага каменю і цэглы, абнесена бутавай агароджай з брамай і старымі пасадкамі дрэў (вул. Гродзенская, 5). Выгляд храма ў пачатку 20 ст. вядомы па фотаздымку Я. Балзункевіча.

Помнік архітэктуры рэтраспектыўна-рускага стылю. Крыжовую форму храма фарміруюць цэнтральны кубападобны аб’ём малітоўнай залы, бакавыя прыдзелы, паўкруглая апсіда, прытвор-званіца. Перакрыжаванне двухсхільных дахаў адзначана васьмігранным барабанам з шатровым пакрыццём з заломам і цыбулепадобнай галоўкай у завяршэнні. Вертыкальнай дамінантай з’яўляецца трох’ярусная чацверыковая званіца, завершаная шатром з макаўкай. Галоўны ўваход у яе першым ярусе вырашаны арачным парталам-прытворам пад двухсхільным пакрыццём. На фоне паліхромнай бутавай муройкі сцен кантраста вулучаюцца атынкаваныя і пабеленыя элементы архітэктурнага дэкору – вуглавыя лапаткі, гарадковыя фрызы, плоскасныя ліштвы арачных аконных праёмаў.

Царква на фотаздымку Яна Балзункевіча, пач. XX ст