Щучин — город авиаторов
Когда-то, не так уж и давно, Щучин был большой и, главное, действующей базой Военно-воздушных сил. Гул авиационных двигателей не утихал ни днем, ни ночью. Самолеты летали и летали. Каждый мальчишка в городе хотел быть только летчиком. В детстве я жил в 200-х метрах от аэродрома, и летом с товарищами подолгу сидел на ангаре, наблюдая взлеты и посадки самолетов. И, конечно же, мечтал об авиации. Ну, а что уж говорить о парадах: как незабываемы они были! Вид марширующих стройных офицеров в синей форме, звенящих медалями, вызывал удивительное чувство гордости за великую страну.
Но, к сожалению, военного аэродрома уже нет, его территория и сооружения используются сугубо в гражданских целях. Чтобы хоть как-то сохранить память о славном авиационном прошлом города, около 7 лет назад я создал интернет-сайт под названием «Щучин – город авиаторов». На этом сайте при активной помощи ветеранов щучинского гарнизона я по крупицам восстанавливаю историю аэродрома и воинских частей в разное время здесь дислоцировавшихся. К сожалению, часть архивных исторических материалов по-прежнему засекречена…
И хотя уже выросло поколение, которое никогда не видело боевого самолета над городом, в этот День ВВС в Щучине по-прежнему можно увидеть военнослужащих в парадной форме. К сожалению, немногие знают, какую важную роль играл аэродром, и что здесь в свое время летали самые современные самолеты. День ВВС – это отличный повод, чтобы хоть кратко вспомнить основные этапы истории нашего аэродрома.
История щучинского аэродрома началась в 1940 году. После вхождения Западной Белоруссии в состав СССР командование ВВС Красной Армии пришло к выводу, что уже существующая система аэродромов явно недостаточна для потребностей большой страны. Постановлением Комитета обороны в марте 1940 года был принят план строительства новых аэродромов. Среди выбранных площадок оказался и Щучин. Вскоре сюда прибыла 4-я корпусная авиационная эскадрилья, имевшая на вооружении бипланы Р-5 и У-2. Также в Щучине началось формирование 190-го штурмового авиаполка. Его предполагалось вооружить новейшими бронированными штурмовиками Ил-2 (в годы войны немцы называли их «черная смерть»).
Весной 1941 года на аэродроме началось строительство бетонной взлетно-посадочной полосы. Однако всем задумкам помешала война… Утром 22 июня штурмовым ударом с воздуха самолеты 4-й эскадрильи были уничтожены. Личный состав эскадрильи и полка убыли на восток. После освобождения Щучина осенью 1944-го город вновь стал авиационным. Сюда прибыл 28-й гвардейский авиационный полк дальнего действия. На своих могучих бомбардировщиках Ил-4 летчики по ночам бомбили стратегические объекты противника в Прибалтике и Восточной Пруссии. Специально для этого полка на аэродроме была уложена металлическая взлетно-посадочная полоса. Фронт быстро продвигался на запад, и весной 1945 г. 28-й гвардейский авиаполк перелетел на территорию Польши откуда совершал налеты на Берлин.
После окончания Великой Отечественной войны в Щучин прибыл 790-й истребительный полк вместе с управлением 129-й истребительной дивизии. Полк летал на знаменитых Ла-5. В 1952 году 129-я дивизия вместе с 790-м истребительным полком убыли в Московский округ ПВО. Кстати, 790-й до сих пор существует и летает на тяжелых перехватчиках МиГ-31!
В 1954 году началась реактивная эра щучинского аэродрома – сюда прибыла 157-я бомбардировочная авиадивизия в составе двух полков на реактивных бомбардировщиках Ил-28. Часть самолетов была оснащена специальным оборудованием. Эти самолеты являлись носителями ядерного оружия. Специально для реактивных бомбардировщиков в 1956 году в Щучине была построена бетонная взлетно-посадочная полоса.
В ходе инициированного Н.С. Хрущевым массового сокращения авиации – он видел будущее только в ракетах – в 1961 году 157-я дивизия и ее полки были расформированы. Но аэродромов с бетонной полосой в Белоруссии было тогда немного, поэтому авиационная история Щучина тогда не закончилась. В 1961 году к нам прибыли прославленные 10-й отдельный разведывательный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова III-й степени и 979-й истребительный Волковысский Краснознаменный ордена Суворова III-й степени полки. Годом позже в Щучине разместилось управление 95-й истребительной дивизии, под штаб которой было отдано здание Коллегиума Ордена пиаров возле костела. Оба полка летали на современной по тем временам технике: истребители на МиГ-19 – первых в мире сверхзвуковых боевых самолетах, а разведчики – на МиГ-15Р и разведывательной модификации все тех же Ил-28. Аэродром жил полноценной жизнью, полки попеременно летали, не мешая друг другу. Создавалась мощная инфраструктура, аэродром оснащался необходимым оборудованием, формировались части наземного обеспечения. Принимая во внимание опыт арабо-израильских войн, во второй половине 1960-х для самолетов были созданы сначала капониры (обвалования из земли), а чуть позже для самолетов истребительного полка были построены железобетонные арочные укрытия, т.н. ангары. В 1969 году в Щучин прибыл 36-й буксировочный авиаотряд на самолетах Ил-28, основной задачей которого была буксировка мишеней для тренировок истребителей и расчетов войск ПВО.
В 70-х годах прошлого столетия щучинские полки получили качественно новую технику: 979-й полк освоил истребители третьего поколения с изменяемой геометрией крыла МиГ-23С и МиГ-23МЛ. 10-й разведполк после Як-28Р получил скоростные высотные самолеты МиГ-25РБ разных модификаций. Основным местом полетов для МиГ-25 была стратосфера на высоте более 20 км, откуда видна уже кривизна земной поверхности. В 1977 году аэродром закрывается на ремонт: был положен второй слой бетонных плит, взлетно-посадочная полоса – удлинена, и щучинский аэродром стал аэродромом 1-го класса, способным принимать любые самолеты.
В 1980-х частыми гостями Щучина стали эскадрильи МиГ-25 из советских разведывательных полков в Германии и Польше. Своих полигонов для бомбометания там не было, поэтому эскадрильи прилетали в Щучин и уже отсюда летали на выполнение поставленных задач. В 1985 году в связи со снятием с вооружения самолетов Ил-28 36-й буксировочный отряд был расформирован. В 1986г. в составе 10-го разведполка была создана эскадрилья самолетов МиГ-25БМ – уникальных авиакомплексов, предназначенных для прорыва противовоздушной обороны противника.
В ходе перестройки началось очередное массовое сокращение вооруженных сил. В Щучине сначала были расформированы 95-я а
виадивизия и 979-й истребительный полк. Вместо истребителей из Польши прибыл 151-й полк радиоэлектронной борьбы, на Як-28ПП, к котором вскоре добавились две эскадрильи уникальных МиГ-25БМ. Но и этот полк вскоре был расформирован. Такая же участь ждала 10-й разведполк, хотя в 1990 году он успел перевооружиться на новые самолеты Су-24МР.
Но на наш аэродром постоянно прилетали самолеты – здесь располагалась авиаремонтная мастерская, проводящая регламентные работы на штурмовиках Су-25. В 2003 году и она покинула Щучин. Аэродром еще некоторое время считался запасным, но вскоре был закрыт. Сегодня от щучинской авиации в городе остались два самолета-памятника, да еще несколько самолетов в музеях…
Казалось бы, авиация в Щучине останется только в воспоминаниях, но недавно часть давно уже заросшей взлетно-посадочной полосы, построенной в далеком 1956 году, была очищена и приведена в рабочее состояние. Инициаторами возрождения аэродрома стали бывшие военные летчики и любители авиации. Здесь действует клуб любителей авиации, работают сразу две школы по подготовке пилотов (http://shkola-pilotov.by) — для юных покорителей неба и взрослых, желающих осуществить свою мечту. А это значит, что после длительного перерыва Щучин вновь стал тем, чем был всегда, – городом авиаторов.
Андрей ВАСИЛЬЧИК,
житель Щучина.
фото: Гурова Т, Зубрицкая Н, Качук Т